Рябчикова Елена Васильевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида № 18 "Лучик" г. Белгорода
Почему дети разные или Что нужно знать родителям о темпераменте?Почему дети разные или Что нужно знать родителям о темпераменте Все мы разные. И эта непохожесть проявляется уже с самого маленького возраста, в чем можно убедиться, понаблюдав за происходящим на детской площадке. Один ребенок всю прогулку спокойно лепит фигурки из песка, а другой бегает, как заводной, доводя маму до полуобморочного состояния. Кто-то не дает никому даже дотронуться до своих игрушек, а кто-то спокойно делится ими с другими детьми. А как показательны в этом отношении детские ссоры! Одни дети при малейшем недоразумении кидаются в драку, хотя можно было бы решить все проблемы мирным путем. А другие – не могут постоять за себя и дать отпор обидчику даже тогда, когда это необходимо. Индивидуальные особенности ярко проявляются также, когда ребенок оказывается в новой ситуации. Есть дети, которые безо всякого стеснения начинают рассказывать незнакомым людям о своих любимых игрушках, увлечениях, недавних впечатлениях. А есть и такие, которые испуганно прячутся за родителей и никакими уговорами не удается вызвать их на контакт. Наблюдая те или иные черты в поведении ребенка (особенно, если они нам не нравятся), мы часто сетуем: «Ну почему он такой?» Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? От стиля воспитания, личного примера родителей, жизненных обстоятельств, в которых ребенок растет и развивается (так называемая социальная ситуация развития), состояния физического и психического здоровья. А еще - от типа темперамента. Темперамент – это врожденная, биологическая характеристика, подразумевающая некоторые особенности нервной системы. Именно они определяют поведение человека, характер его психической деятельности. К этим особенностям относятся сила или слабость нервной системы, скорость протекания возбуждения и торможения, их подвижность (насколько быстро возбуждение сменяется торможением и наоборот), уравновешенность (сбалансированы ли возбуждение и торможение или один нервный процесс преобладает над другим). Ученые выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. 2 из них (холерик и меланхолик) являются неуравновешенными, остальные – уравновешенными. Меланхолик – единственный из всех 4х типов темперамента считается слабым. Для холериков характерна подвижность (даже порывистость), эмоциональность, импульсивность. Такие дети непоседливы, быстро переключаются от одного вида деятельности на другой. Они любознательны, стремятся к получению новых впечатлений. Как правило, у холериков большой круг общения и широкая сфера интересов. «Я должен все видеть, все слышать и знать, что и где происходит» - под таким девизом проходит взаимодействие холериков с окружающим миром. Кроме того, они легко включаются в работу, довольно выносливы и обладают лидерскими качествами: могут увлечь какой-либо идеей, повести за собой других, мобилизовать все силы для достижения желаемого результата. Но при этом довольно яркой чертой обладателей холерического типа темперамента является раздражительность. Они склонны к резким перепадам настроения, легко впадают в гнев, часто бывают агрессивными и нетерпимыми, а в порыве эмоций плохо себя контролируют. Поэтому у них нередко возникают конфликты по поводу и без. Помимо этого, холерики быстро отвлекаются и, «загоревшись», могут так же быстро «остыть». Маленьких сангвиников еще называют «солнечными» детками. Действительно, они добродушны, эмоционально устойчивы, пребывают преимущественно в хорошем настроении. Сангвиники активны, любознательны, игривы, коммуникабельны. Они легко договариваются со сверстниками, умеют конструктивно разрешать конфликты. В новой ситуации чувствуют себя очень хорошо, поскольку в принципе смотрят на мир положительно. Из сангвиников получаются неплохие лидеры, так как они умеют ладить с людьми, обладают высокой работоспособностью, энергичны, уверены в себе. Казалось бы, какие недостатки могут быть у представителей этого типа темперамента? Однако, есть отрицательные черты и и у сангвиников. Это некая поверхностность, в ряде случаев граничащая с инфантильностью. Такие дети нередко бросают начатые дела, не замечают своих ошибок, несерьезно относятся к собственным промахам. Как правило, сангвиники непоседливы, забывчивы, легко отвлекаются. Игра у них остается ведущим видом деятельности дольше, чем у остальных сверстников. Что касается флегматиков, то их видно, как говорится, «за версту». Это спокойные, уравновешенные, невозмутимые детки, неторопливо шествующие вслед за своими мамами. Они миролюбивы, немногословны и, в общем-то, довольно сговорчивы (Идем в магазин? Хорошо. Еще подождать? Ладно, подожду, так и быть). Если перед флегматиком поставить цель, он будет идти к ней, невзирая на обилие отвлекающих факторов вокруг. Дайте ему какое-нибудь поручение – и он его выполнит со всей основательностью и ответственностью. А вот в срок ли – это вопрос. Медлительность, инертность, пассивность, неуклюжесть и неповоротливость часто выступают причинами многих проблем для этих детей. Они не успевают сделать задание до звонка (при том, что прекрасно разбираются в данном учебном материале), переодеться на физкультуру (хотя ни на что другое не отвлекались), вовремя закончить завтрак (несмотря на то, что сели за стол вместе с одноклассниками) и т.д. Извечный родительский вопрос-мольба - «Ну что ты там так долго копаешься?» - адресован именно ребенку флегматичного типа. Флегматикам нужно время, чтобы освоиться в новой ситуации, вникнуть в незнакомую тему, в то время как холерики и сангвиники все «схватывают на лету». Ну а кто же такой меланхолик? Считают, что такие дети пребывают все время в подавленном настроении, вялы, плаксивы, склонны к депрессиям. На самом деле это недалеко от истины, поскольку у людей данного типа высокая восприимчивость и чувствительность. Именно поэтому любая, даже незначительная неприятность воспринимается ими как трагедия вселенского масштаба. Но благодаря этим же качествам у меланхоликов, как правило, богатый внутренний мир. Однако откроют они его далеко не каждому, поскольку мнительны, тревожны и нередко замкнуты. К тому же такие дети долго привыкают к новым обстоятельствам, робки, зачастую не умеют постоять за себя. Зато они способны к эмпатии, сопереживанию, взаимопомощи. Среди них много творческих натур, художественно или гуманитарно одаренных детей. Темперамент – характеристика врожденная. И, как любое явление, каждый его тип имеет положительные и отрицательные стороны. Исправить, изменить их в течение жизни практически невозможно. А если переусердствовать, то можно нанести ребенку серьезную психологическую травму. Вместе с тем, вполне реально научить его справляться с негативными проявлениями. И, конечно, необходимо эффективно использовать имеющийся потенциал. Для этого нужно определенным образом выстраивать взаимодействие с ребенком, организовывать процесс обучения и воспитания с учетом его индивидуальных особенностей. Бесполезно убеждать холерика успокоиться, взять себя в руки. Лучше дать ему возможность выплеснуть свои эмоции и научить выражать свой гнев приемлемым способом. Можно использовать для этого «мешочек крика» или боксерскую грушу. Снять напряжение помогает комкание бумаги, работа с глиной, пластилином, тестом, бои подушками, занятия спортом. Также полезно развивать морально-этическую сферу (способность к эмпатии, умение поставить себя на место другого), коммуникативные навыки (готовность сотрудничать, умение конструктивно разрешать конфликты). Кроме того, необходимо поддерживать его тягу к новым впечатлениям, а для этого следует привносить что-то новое в процесс обучения, удивлять, использовать загадки. Обязательно хвалите холерика, если он проявил усидчивость, сдержанность, уступчивость. Сангвиника нужно приучать планировать свои дела, контролировать ход их выполнения и оценивать полученные результаты. Так же, как и холерики, эти дети нуждаются в том, чтобы их постоянно заинтересовывали, поддерживали их любознательность. Слишком энергичным сангвиникам стоит давать различные поручения. Таким образом, их активность будет направлена в полезное русло. Кроме того, это позволит развивать у них ответственность. Нежелательно подгонять флегматика и ругать его за медлительность. Результатом будет не собранность и быстрота реакции, а заниженная самооценка и неуверенность в себе. Лучше научите его четко планировать работу. При этом нужно разбивать задание на несколько частей и обозначать время выполнения каждого фрагмента, а также окончательный срок решения поставленной задачи. Дайте ему возможность вникнуть в суть дела, продумать дальнейшие шаги, задать вопросы, если что-то непонятно. Лучше, если ребенок не будет действовать не в режиме цейтнота, а в размеренном темпе. Поэтому все, что можно сделать заранее, стоит сделать заранее. Меланхоликам очень нужна поддержка близких. А еще им необходимо подсказывать, что и в каких случаях следует говорить или делать. Не забывайте, они очень тревожны. А лучший способ снизить тревожность – это создать стабильную, предсказуемую ситуацию. Не стоит вышибать «клин клином» и требовать от ребенка-меланхолика немедленно подружиться с ребятами в соседнем дворе. Дети гораздо увереннее чувствуют себя на своей территории, поэтому лучше умение знакомиться «отработать», пригласив будущих друзей к себе домой или в свой двор. Кроме того, необходимо уделять внимание самооценке ребенка, формируя ее на нормальном, адекватном уровне. Показывайте ему его достижения, поощряя даже незначительный прогресс. Меланхолики очень эмоциональны, но все эмоции они держат в себе. Из-за неумения или боязни их выразить дети могут сильно страдать. Поэтому очень полезно поддерживать душевную связь с ребенком, давать ему возможность выговориться, поделиться наболевшим, попросить совета или помощи. Кроме того, у таких детей невысокая работоспособность. Задания им стоит давать с учетом реальных возможностей, при необходимости разделяя их на части, а также устраивать в работе перерывы. «Чистые» типы темперамента встречаются не так уж часто. Принято говорить о так называемой формуле темперамента. Она предполагает наличие в структуре личности нескольких типов темперамента, находящихся в определенном процентном соотношении. Конечно, один из них является преобладающим и проявляется в поведении наиболее часто. Но при этом в некоторых (например, лично значимых) ситуациях сангвиник может вести себя, как холерик, а флегматик – как меланхолик и т.д. 18 января 2019 в 21:58
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.